Да возгорится пламя!

Спойлер: обошлось без конденсаторов. 

Притащили Octavia A7. Ехал-говорит-ехал по трассе, а она возьми и заглохни. Вот те раз. Правда, стартер не крутит, только пощёлкивает. Аккумулятор на зарядку! Пущай постоит, а я пока ошибочки почитаю. Глядишь чего попадётся. Из кучи спорадических ошибок из-за севшего аккумулятора выцепил ошибку по связи с блоком управления топливным насосом. Да, есть такая умная штука. Это уже не реле бензонасоса, которое делает вкл-выкл насоса, а микропроцессорный мозг, который заставляет насос качать столько, сколько просит блок управления. То есть, низкое давление топлива может быть до 6 бар при холодном двигателе и 1 бар на прогретом. И это нормально. А вот ошибка по связи с блоком управления не есть нормально. Давай-ка блок и проверю. Хотя бы питание.блок управления бензонасосом теперь на баке Скидываю заднее сиденье, а на пластиковом лючке нет никакого блока. Ребята-конструкторы запихнули его на топливный бак. Не знаю зачем так делать, неудобно. Вытащить его через лючок у меня сразу не получилось. Пришлось брать поллитру чая и открывать ELSA. «Подлезьте через лючок пальцем и отогните фиксатор» — гениально, но всё лучше, чем снимать топливный бак, как на фордах. Отогнул, достал, проверяю питающее напряжение и управляющий сигнал — всё на месте.

новые проводаЗдесь сделаю рекламную паузу. Недавно прикупил для мультиметра новые силиконовые провода. Взамен тех, что сам запаивал года два назад — поизносились уже, разваливаться стали. Новые провода красный и серый шикарные — по метру длины, бананы с обеих сторон. К ним щупы сьёмные, также крокодилы и комплект игл. Всё под бананы. Раньше были спец переходники под каждый разьём, чтоб проверять сигналы в разрыв. Но они вместе с «УСервисом» остались в прошлом.

На этом месте ни о каких переходниках разговора не было. Я не любитель резать провода для проверки, приходилось выкручиваться, колхозить. Иногда даже заточенные скрепки использовал, чтоб загнать под уплотнитель в разьёме и проверить напряжение на проводе. Пробовал домашние иглы, но неудобно — ломаются. Наконец, разорился на весь комплект с проводами-щупами-иглами.

provoda-perehodniki

В известном магазине радиодеталей это чудо обошлось в 2300р. Дороже мультиметра, но чек начальство оплатило. А я за две недели так нарадовался, что заказал себе лично из Китая такие же провода. Только за 800р всё вышло.

Так вот все измерения я теперь провожу этими изумительными иголками. Питание на блоке есть и управление тоже. Теперь проверяю напряжение непосредственно на насосе. Нет его. Как-так то? И тут приводят клиента.

  • Что сломалось?
  • Блок управления топливным насосом?
  • Точно?
  • А насос как?
  • А почему?
  • А сколько стоит?

Стоп-стоп-стоп. Я ещё не до конца проверил. Вроде бы всё ясно — на блок всё приходит, но на насос не выходит. Но это же умный блок. Ставлю разъём на бензонасос и проверяю напряжение на нём. И о, чудо, блок увидел насос и дал ему 9 Вольт. Негусто. Но насос гудит. Надо проверить давление топлива. Подключаю манометр перед ТНВД. Ноль. То есть совсем ничего. Гудит, но без толку. Давай-ка напрямую подам напряжение на насос. Соблюдаю все нормы безопасности. Подаю питание на насос с отдельного аккумулятора 12В. Гудит уже веселее. Но давления нет совсем. Вот и диагноз — приехал насос. И клиент рядом спрашивает — что там, что там? Да всё там, насос покупай. В наличии нет, завтра будет. И здесь выясняется, что в насос уже лазили шаловливые ручки. Кто-то менял топливный фильтр. Здесь нет отдельного выносного фильтра, он встроен в блок бензонасоса. Для меня это стало новостью, если честно. Оно понятно — выгоднее продавать бензонасос в сборе, чем фильтр отдельно. Но наши ребята любят экономить. Поэтому заменили каким-то образом отдельно фильтрующий элемент. Некоторое время эта конструкция ездила, но итог ясен — давления нет. Вовсе не утверждаю, что это произошло по вине тех, кто менял фильтр. Может, просто срок пришёл. Вроде бы типичная неисправность, ничего странного. Клиент заказывает насос, оставляет машину и уезжает. Я занимаюсь другими автомобилями. А дальше начинается самое интересное.

Как появилось свободное время, решил проверить ещё одну версию, что крутится в голове. Голова рукам покоя не даёт. Хочу проверить как мотор работает без бензонасоса, на промывке инжектора. Отключаю бензонасос, вместо него вешаю самовар — банку для промывки. Наливаю жидкости, даю четыре атмосферы и ключ на старт. Заводится! На четыре секунды. Глохнет и уже ничто не способно его возбудить. Ну как так-то? Зачем я сюда полез?!!! Нафиг мне этот геморрой?! Видать, есть какая-то чуйка, что на насосе дело не кончится.

Полезли диагностить. Появляется азарт. Проверяю давления по прибору — двигатель видит и высокое — 60 бар и низкое — 3,5 бара. Ах, да, забыл сказать, это же мотор 1,8 CJSA с инновационной системой впрыска MPI+TSI. То есть здесь 4 форсунки высокого давления до 200 бар брызгают прямо в цилиндр и ещё 4 обычные форсунки низкого давления псикают на впускные клапана. Это для экономии топлива в переходных режимах. Ну и если одна система отказывает, мотор будет работать на другой. Надёжно типа. Почему «типа» станет дальше понятно.

Итак, давление в обеих рампах я искусственно создал промывкой, но свечи сухие и мотор не заводится. К чему бы это? Наверное, нет впрыска. Логично. Проверяю питание на форсунках MPI – до них легче добраться. Плюс есть, а минус даже не моргает. Плюс, как и положено, идёт с предохранителя, а минусовое управление с электронного мозга. Значит, он не хочет давать минус. Для пущей надёжности прикатил от соседей старый добрый VAS5051B, всё равно у них без дела стоит. Там хоть один канал на осциллографе остался рабочий, а то на местной Rotunda вообще работать неудобно, да и разматывать долго. Цепляю иголочки в разъём, кручу стартером, действительно сигнала нет. И давление в рампе не падает. Почему же нет впрыска? Полез в теорию. В программе самообучения вижу график, согласно которому на всех оборотах двигателя при низком крутящем моменте работает посредственный впрыск MPI. Всё правильно, но почему же при пуске у меня форсунки молчат?  

Но снизу чётко прописано — при запуске идёт тройной впрыск FSI на такте сжатия. Внимательнее читать надо, а не только картинки запоминать! То есть, при пуске форсунки низкого давления работать и не должны. Ладно, раз это такая надёжная система, давай-ка выведем в аварию систему впрыска высокого давления. Надо создать ошибку и вспыск должен перейти на систему низкого давления. В теории. На практике до разъёмов форсунок FSI не добраться, как и до датчика высокого давления. Остаётся только регулятор, что стоит на ТНВД. Но, хоть ошибка по нему появляется, импульсов на форсунки MPI я так и не добился.тройной импульс FSI Ладно, хоть и неудобно, но пришлось добраться до промежуточного разъёма на жгут форсунок FSI. Действительно, красивые три импульса мне удалось запечатлеть.

На всякий случай ещё прослушиваю стетоскопом, звук работы форсунки есть. Дело ещё запутаннее становится. Давление топлива есть, впрыск есть. Но не заводится.

Спустя столько времени до меня доходит мысль проверить всё-таки искру. Ну прям свежая мысль! Самое простое в конце. Странная уверенность, что умная самодиагностика сама выцепит ошибки по зажиганию отключает критическое мышление. На удивление искра тоже есть. Но слабенькая. Нормального разрядника не имею, поэтому приходится определять на глаз по штатной свече, вставленной в штатную катушку. Визуально искра слабовата. Это зацепка.

маловато питанияПроверяю управляющий сигнал на катушку — 4,88В — вполне достаточно. Силовое питание 14В — потому что на аккумулятор у меня всё ещё накинута зарядка. Кручу стартером — падение до 9,79В.

Как-то маловато… Может это быть причиной слабой искры? Возможно.

По схеме нахожу промежуточный разъём на питание катушек, что стоит прямиком под заливной горловиной омывателя. Память подсказывает подобный случай, когда в этом сером разъёме остались лишь головешки от пинов, всё окислилось.

Здесь ситуация получше, пины целы, но жидкость имеется. Видимо, когда заливают омывайку, она попадает в разъём. Всё продуваю и смазываю химией для контактов. 

Соединяю разъём и мотор заводится с полтыка. Напряжение на катушках теперь положенные 14 вольт.

в сером разъёме влагаВот и красота! Осталось дождаться прихода топливного насоса.

Пока собирал машину, вспомнился мне один активный писатель с Drive2, который полроссийского автопрома вылечил при помощи конденсаторов, подключенных параллельно силовым проводам катушки зажигания. Якобы это улучшает холостой ход, уменьшает расход топлива и далее по списку как у Супротека. Им проделана гигантская работа по расчёту времени горения искры, подробных выкладок и сравнений работы до установки конденсатора и после. Причём большинству его последователей «доработка» действительно помогает, оно и понятно — блаженны верующие. Весь абсурд навешивания конденсаторов обсуждать не хочу — это подобно установке неодимовых магнитов. Но терзает один вопрос — а может, зря снимал и чистил я разъём? Надо было просто конденсаторов на катушки навешать, так ведь?

Если эта статья помогла Вам, используйте уникальную возможность отблагодарить автора. Это, безусловно, его вдохновит и сподвигнет на описание интересных случаев ремонта в дальнейшем.

Если статья Вас возмутила, или есть что дополнить, пишите на avto-mexanic@mail.ru, всё обсудим

Не жмись, поделись!
Не жмись, поделись!